Новости

« Назад

06.05.2013
Мотокросс особого назначения 

Воскресный летний день 1941 года, первенство Москвы по мотокроссу. Соревнования в разгаре, на трассе разгорелась напряженная борьба. Спортсмены подъезжают к следующему контрольному пункту, чтоб на листке сделать отметку, а потом, зажав его в зубах, продолжить гонку… Но контролера нету на месте. В полном недоумении направляются к финишу. "Соревнования отменяются - война…" Так для участников той гонки началась другая борьба, грозная и страшная. Главный приз победителям - жизнь.
А уже 27 июня 1941 года на стадионе "Динамо" из спортсменов-добровольцев сформировывали 1-ые отряды Отдельной мотострелковой бригады особенного предназначения (ОМСБОН). Мотокроссмены, участвовавшие в том последнем предвоенном первенстве, вступили в ее ряды. В задачи бригады входило выполнение спецзаданий по обеспечению связи, организация разведки и диверсионных действий в тылу противника, ликвидация неприятельской агентуры, помощь партизанскому движению. Практически всегда это означало риск получить пулю.

big.jpeg

Геннадий ФОМИН, мастер спорта по мотокроссу, заслуженный тренер СССР, в прошедшем тренер сборной страны, арбитр интернациональной категории, подполковник в отставке, ветеран ОМСБОН:- О начале войны я узнал на тех соревнованиях и уже на следующий день пошел в военкомат. Но мне отказали - мой год для призыва еще не подошел. Прочел в "Правде", что на стадионе "Динамо" формируется спецбригада из спортсменов. Совместно с товарищем - известным гребцом Александром Лаврушиным пошел записываться добровольцем. И тут меня взяли! Не считая спортсменов, в бригаду вошел батальон испанцев, прибывших в СССР после революции в их стране. Нас, новобранцев, выслали в Подмосковье осваивать военные тонкости, подрывное дело, ведение диверсионных действий.
Мы возвратились в Москву посреди октября 1941 года. Ситуация в городе немыслимая: настроение у многих паническое, еще не завершилась эвакуация, а неприятель уже в Крюкове… Готовились к обороне столицы, к уличным боям. Бригада подошла к Кремлю. Отделение, которым я командовал, заняло нижний этаж ГУМа, как раз напротив Мавзолея. Отдали приказ: появятся танки - открывать огнь, сначала выводить из строя технику. Но танки в город не вошли... Позднее подтянулись армейские части сибиряков, обеспечивавших оборону города.
Скоро я перевелся в мотоциклетную роту. Рота была, а мотоциклов - нет. Нам отдали приказ искать технику и конфисковывать. Много трофейных мотоциклов досталось после разгрома фашистов в Крюкове. Наша основная работа - поддержание связи с передовыми частями - ведь провода линий передач рвались. Вот нас и высылали за сведениями, переправлять приказы, уточнять диспозицию соединений и отдельных частей. В открытый бой мы старались попусту не вступать - куда важнее была информация, которую везли. Ну и как стрелять, если руки держат руль?
На передовую возили и офицеров. В один прекрасный момент я вез в коляске полковника, как вдруг - немцы! Перегородили дорогу и открыли огнь. Дело было в пору, когда земля в снегу, а они в белоснежных маскхалатах - не разберешь, сколько их, откуда палят…. Я полковнику: "Ложись!" - и газ до отказа!.. Когда вырвались, отъехали на неопасное расстояние и тормознули, гляжу - коляска вся в дырах от пуль, но ни в меня, ни в полковника ни одна не попала.
Позже меня направили в спецотряд на Кавказ, там понадобилось другое мое увлечение - альпинизм. В горах не до мотоциклов - тут вел войну по-другому…

1273174801_trofejnye-motocikly

Юрий  КОРОЛЬ, заслуженный мастер спорта, неоднократный фаворит СССР по мотокроссу, младший техник-лейтенант в отставке, ветеран ОМСБОН:
- Летом 41-го на последнем предвоенном мотокроссе на первенстве Москвы я выступал за команду Института физкультуры. Кстати говоря, я был не просто спортсмен-любитель, когда-то это было моей профессией. В то время работал на Столичном мотозаводе, испытывал и обкатывал новые тогда М-72. Эта модель с коляской была четкой копией германского BMW. Когда неприятель подступил к городку, завод эвакуировали в Ирбит, но я не уехал в тыл - желал на фронт, хотя меня и освободили от военной службы. Нас воспитали патриотами, каждый почитал за честь защищать Родину. Было мне тогда 20 лет. Вся наша университетская спортивная команда записалась в ОМСБОН. Не только лишь мотоциклисты - в бригаду зачислили многих узнаваемых спортсменов, скажем, легкоатлетов братьев Знаменских, боксера и легкоатлета Бориса Галушкина и других.
Из мотоциклистов сформировывали роты связи. Кто, как не мы, мог обеспечить связь меж войсками!.. И мы действовали верно, стремительно, точно. И были бесстрашными… По шоссе особо не поездишь - обстреляют, поэтому чаще передвигались по пересеченной местности, через леса. Вот где пришлись кстати способности кроссменов! И все равно немцы и здесь подлавливали: исследовав наши "трассы", меж деревьями натягивали канаты. В 41-м зима грянула рано, навалил снег - и канаты не различишь. Многие мужчины налетали на их грудью и гибли, ведь скорость развивали до 80 км/ч… Меня, наверное, хранил Бог.

20981123
Равиль ГУБАЙДУЛИН
, многократный чемпион Москвы по мотокроссу, младший техник-лейтенант в отставке, ветеран ОМСБОН.
Неприятель действовал на психику: по городку распространяли листовки - Москва скоро падет, правительство уже уехало, скоро восстановится новый порядок, мол, встречайте с объятиями, а сопротивление глупо... Нельзя было допустить, чтоб в души людей вселился ужас, пораженческие настроения. Тогда и автомотоклуб устроил показательные выступления мотоциклистов на Ленинских горах - подъем на бугор. Мобилизовали всех мотокроссменов. Я кропотливо подготовил собственный Бмв R51 - ведь принципиально было, чтоб соревнования прошли по-настоящему. Установил форсированный движок, раму без задней подвески, чтоб сделать лучше маневренность, укоротил базу так, что посиживал фактически на заднем колесе. "Обул" колеса в шипованную резину, а для большего эффекта на выхлопные трубы надел эжекторы - они усилили рев мотора. Война - войной, но юный был, желал покрасоваться перед публикой… Хотя большая часть участников падали, и их мотоциклы пожарники баграми оттаскивали с трассы, чтоб не мешались, я же на одном дыхании влетел на скользкий бугор!



 

240 400 (1)

xYgSTi6euGI

awb6ZfmTxKQ

викторов новый-преновый логотип (2)

logo

Untitled-2

m2dVOEwmhB8

8CKxKW-m7ZA

491viTiqtu0

uTGV0oOZ-Tk

_GnTN40NKBY

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

                     image